Давно в моей записной книжке ничего нового не было. Вот теперь появилось.

Сегодня я хочу рассказать о своей огромной радости и величайшей досаде. О книге. Точнее, о хороших книгах хорошего автора: «Сага о Содружестве» Питера Гамильтона.

Эмоций и впечатлений у меня настолько много, что я даже не знаю, с чего начать. Поэтому начну, пожалуй, с начала.

Впервые о Питере Гамильтоне я прочитал где-то месяца за три до выхода этой статьи – наткнулся на рецензию к русскому изданию его книги «Дремлющая Бездна» (в оригинале «Dreaming Void» — что, по моему скромному разумению, правильно было бы перевести как «Грезящая Пустота», т.к. именно о грёзах и Пустоте речь, но я забегаю вперёд) в жанре твёрдой научной фантастики про далёкое (после 3000 года) будущее человечества и технологическую сингулярность. Рецензия меня заинтриговала, и я полез искать этого самого Гамильтона в сеть.

Как выяснилось, «Дремлющая Бездна» — это первая книга трилогии, которая продолжает первую дилогию «Саги о Содружестве» (знаю, что коряво сказано! Поясняю: в начале был роман-дилогия, а продолжение – уже трилогия). И я решил начать читать оную сагу с начала – как и положено. Раздобыв две увесистые (больше тыщи страниц КАЖДАЯ!) книжки и третью (собственно, «Бездну») поменьше. Я устроился поудобнее и… опомнился только когда меня попытались силой уложить спать.

Очень редко со мной такое случается: быть увлечённым текстом настолько, что забываешь об окружающем мире! Последний раз это было лет 10 и 5 назад – с книгами Ольги Громыко, сначала с «Профессия: ведьма» (первой книгой Белорского цикла), а потом с «Космобиолухи» (первой книгой цикла «Космоолухи»), причём, одна – фэнтези, а вторая – научная фантастика.

Но я отвлёкся. Текст (книга «Звезда Пандоры», если что) с первых же страниц захватил моё воображение и увлёк его в недалёкое будущее, на Марс, куда прилетает баснословно дорогая и оснащённая по последнему слову техники экспедиция НАСА. Нет, это не спойлер! Потому что всё, что я сейчас описываю, – это первые 10 страниц первой книги! Но вернёмся на Марс: торжественный момент – приземление челнока с исследователями в кратер Скиапарелли, пафосная Первая Фраза Первого-Человека-На-Марсе, помехи в эфире и… осознание того, что команда экспедиции-то НЕ ЕДИНСТВННАЯ на планете! Потому что буквально рядом с челноком в воздухе висит овал, около которого стоит парень в странном гидрокостюме с дыхательной трубкой, уходящей в этот самый овал, откуда выглядывает ещё один парень с дрэдами на голове.

Собственно, так мы знакомимся с тремя важными героями повествования: пилотом челнока капитаном Уилсоном Каймом (от чьего лица и начинается повествование), и двумя гениальными студентами физико-математиками Найджелом Шелдоном (парень в гидрокостюме) и его другом Оззи Айзексом, которые изобрели и построили (на коленке, как это бывает со студентами) ни много ни мало – Первый Генератор Червоточин, положив начало колонизации космоса и конец эпохе космических кораблей.

Итак, почему же мне понравился этот роман (поясню: книги «Звезда Пандоры» и «Иуда освобождённый» — это не два отдельных романа, это один роман, разбитый на две книги, потому что «Звезда» обрывается на самом интересном месте):

  1. Очень живо написан. Конечно, качество текста во многом зависит от переводчика, который даже чуть менее чем унылый текст сможет перевести так, что его будет приятно читать.
  2. Затягивает с первых страниц. Я хоть и гуманитарий, но очень люблю астрофизику, космологию, квантовую механику и прочие подобные направления науки. Да, я не разбираюсь в матчасти, но для понимания книги достаточно хорошего воображенияи минимальных знаний о таких понятиях как скорость света в вакууме, релятивисткий сдвиг времени, кротовая нора (сиречь червоточина), гиперпространство, звёздная корона и киберпространство. Впрочем, если вы не чужды новым знаниям, то большинство интуитивно поймёте из текста, а за некоторыми подробностями и в интернет можно слазить.
  3. Большой роман! Самое неприятное для меня – когда книга кончается. Особенно, если это хорошая книга. Этот роман на более чем 2000 страниц я растянул аж на два месяца и наслаждался почти каждой минутой и страницей.
  4. Положительная футурология. Вы не представляете, насколько мне надоели перспективы МРАЧНОГО БУДУЩЕГО (ТМ) с применением: беспощадных мегакорпораций, свихнувшегося искусственного интеллекта, нужное добавить. Нет, я не говорю, что в будущем, которое описывает Гамильтон, всё так радужно и положительно: там есть и свои тёмные стороны, но они не выглядят настолько мрачно, как это показано во многих других произведениях, являющихся классикой научной фантастики.
  5. Правдоподобность. Погружение в мир любой книги (фэнтези или фантастики) зависит от проработанности мира, созданного и описанного автором, от стройности его внутренней логики, проработанности деталей. У Гамильтона это всё есть! Причём, он не стесняется вообще никаких подробностей – от секса и рождения до всех сторон жизни и смерти. А как у него описаны технологии! Это нельзя пересказать, это нужно читать! Причём, всем: от просто интересующихся до тех, кто собирается эти самые технологии вперёд двигать –направления указаны, осталось только сделать!
  6. Интрига! Автор умеет загадывать загадки и подкидывать головоломки читателю. Конечно, есть любители разгадывать загадки, которые скажут, что едва ли не с первой трети книги поняли, кто ж там главгад и чем всё кончится. Но лично я читаю книги не для того, чтобы дать работу мозгу, а чтобы его разгрузить. Да, у меня тоже было несколько теорий на тему, а кто же такой Звёздный Странник, но я не хочу играть в Шерлока. Я хочу разгадывать загадки и переживать приключения вместе с героями книги.

Отрицательные стороны в романе тоже, безусловно есть:

  1. Для начала, многих отпугнёт объём. 2 книги по тысяче страниц осилит не каждый. Но это как посмотреть.
  2. Количество персонажей. Героев, от лица которых ведётся повествование, много. А действующих лиц, которым автор дал имя, биографии и хоть как-то наметил их характеры, много больше. Требуется недюжинная память, чтобы запомнить, кто кому кем приходится, и где работает. Хотя, лично меня это не смущает, т.к. я в своё время осилил без проблем и «Сильмариллион» (которую один мой приятель без зазрения совести обозвал эльфийской Санта-Барбарой) и «Чёрный Баламут» (отличный тем, что это три немаленькие книги с переложением индийского эпоса «Махабхарата», со всеми вытекающими родственными связями и зубодробительными именами)
  3. Откровенное провисание сюжета ближе к концу. Хотя, это не провисание сюжета, а скорее, спад напряжения перед финалом.

В принципе, для меня это не минусы (кроме третьего), но большинству читателей может показаться именно так.

Что касается книги «Дремлющая Бездна», то события её разворачиваются через тысячу лет после событий первого романа. Описание будущего так же превосходно, НО что меня весьма смутило, то это сюжетный поворот

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕР!

Ну вот не понимаю я, как нормальные люди трёхтысячных, имея в распоряжении фактическое бессмертие, кучу планет с укладом жизни на любой вкус, технологии, которые могут сделать их почти богами, могут хотеть попасть в мир, где они будут жить в мире со средневековым уровнем развития, и без всех благ, которые дают им технологии?!?!

СПОЙЛЕР КОНЧИЛСЯ!

Единственное, почему я не жалею, что прочитал «Дремлющую Бездну», — я узнал судьбы основных персонажей предыдущей дилогии.

В общем, книги «Звезда Пандоры» и «Иуда освобождённый» я настоятельно рекомендую всем, кто любит хорошую научную фантастику! А читать ли «Дремлющую бездну» — решать вам.

Доброго времени суток!